Идейный вдохновитель создания сайта

Геннадий Шелыганов

г. Коломна

тел: +7 (916) 608-35-86

skype: genamir7

e-mail: vmir7@mail.ru

Теория

Сноукайтинг

 

Введение

Сегодня, информации о том, что такое кайт и как его пилотировать предостаточно, но выбрать новичку из такого изобилия то, что нужно, достаточно сложно. Чтобы процесс поиска был максимально легок, мы решили собрать огромное количество статей, авторами которых являются известные российские кайтеры, опыту которых можно только позавидовать, в одно пособие. Большое спасибо этим людям, творчество и опыт которых легло в основу этого сборника.

Так вышло, что кайтерам, чьи статьи вошли в основу этого пособия, пришлось познавать этот экстремальный спорт на своих собственных шишках, методом проб и ошибок. Эксперименты заканчивались различными последствиями, ушибами, переломами, испорченным оборудованием и другими различными неприятными подарками. Вы, можете выбрать свой путь, либо повторить все их ошибки, или использовать приобретенные тут знания. Обучение не бывыает без ошибок, поэтому, наша задача свести эти ошибки к минимуму. 

Данное пособие поможет Вам разобраться в различных примудростях сноукайтинга. Внимательно и полностью прочитайте все то, что здесь написано, перед тем как приступить к тренировкам. Возможно, что-то останется для Вас непонятным, но после первого занятия, многое станет яснее. Чем выше будет Ваш уровень катания, тем глубже и яснее Вы будете понимать прописанные тут истины, так что, не забывайте возвращаться к уже изученным пунктам, и возможно, вы откроете в них что-то новое читав между строк.

Информации, которую вы получите после прочтения, достаточно чтобы поехать, но все равно, мы советуем Вам, свои первые шаги делать под наблюдением опытного кайтера. Это пособие не является каким-то самоучителем, оно выступает больше как проводник в систему знаний, которые вы должны получить во время теоретических и практических занятий. 

Сноукайтинг - это экстремальный вид спорта, но, при соблюдений всех мер предосторожности, уровень травмоопасности можно значительно снизить. Входить в этот спорт нужно как и в любой другой, постепенно, от простого к сложному, иначе, если сравнить его со штангой, при выборе слишком большого веса можно и "пупок надорвать"!

Это пособие составлялось при условии что Вы уже знакомы с техникой катания на сноуборде или горных лыжах, если нет, то просто напросто потребуется немного больше времени, чтобы добиться определенных навыков управления доской (лыжами) и кайтом. Техника катания под кайтом отличается от простого катания с горы, но все равно, горнолыжные навыки ускорят процесс обучения. Учиться сноукайтингу и просто и сложно одновременно, все зависит от конкретного ученика. Кому-то достаточно 3-4 часов чтобы уверенно кататься, у других людей, координация, баланс и мышечная память развиты меньше и, из чего следует им нужно больше времени на обучение. Ведь доказано и не раз, что человеку подвластна любая наука, главное старание и желание.

Обычно, если смотреть со стороны на кайтера, который хорошо катается то, выглядит это очень легко и просто, однако, существует масса нюансов, которые не заметны постороннему взгляду, которые отличают профессионала от "чайника". Если Вы пойдете правильным путем, то шансы приблизиться к категории профессионал реально повышаются, и коненчо, правильный способ - это пошаговое, систематическое обучение. Если обучение правильное, то чаще все проходит быстро, 3-5 тренировочных дня и Вы сможете кататься вполне осознанно, пробелов в знаниях не будет, потому, что мы не будем ничего упрозать и пропускать.

Вверх

Сноукайт


Экстремальный сноукайтинг

Особо глубоко в подробности вдаваться не будем, что экстремального, а что нет в сноукайтинге, какой категории риска он соответствует, мы думаем, простого перечисления факторов риска будет достаточно, чтобы Вы могли оценить и осознать к чему и каким последствиям может привести пренебрегание техники безопасности и собранности во время катания.

  1. Скорость. Уже в первые месяцы катания, кайтер в состоянии достигнуть отметки в скорости 60 км/ч, падение даже на идеально ровной поверхности, на такой скорости не предвкушает ничего хорошего.
  2. Мощь (тяга) кайта. Ошибки при пилотировании кайта, могут значительно усилить силу тяги кайта на столько, что справиться с ней будет просто невозможно.
  3. Стропы. Да-да, даже стропы представляют опасность. Каждая из них, способна выдержать от 60 до 300 кг на разрыв, и в натянутом состоянии может резать как нож.
  4. Линии электропередачи. Электричество опасная штука, а в сырую погоду, сырые стропы служат электропроводником, снимать кайт с проводов - затруднительное мероприятие.
  5. Деревья. Растительность является естественной помехой: ствол может быть точкой сталкновения, а крона является помехой куполу. В последнем случае кат может быть сильно поврежден вплоть до полного разрушения. Даже если купол аккуратно ляжет на ветви, то из-за многостропной системы его будет очень сложно снять.
  6. Люди. Катание вблизи скоплений людей несет опасность для окружающих, как говорят, "не ты, так в тебя".
  7. Сняряжение. Жесткие детали снаряжения травмоопасны при столкновениях.
  8. Много неприятностей может доставить то, что осталось после других людей (мусор, битое стекло и т.п.), то что осталось после деятельности рыбаков (замерзшие лунки и кочки от них, вмороженные в лет жерди).
  9. Ветер. Чрезмерно сильный ветер также может доставить массу хлопот. Ветер дующий в направлении крутых, длинных склонов, дамб водохранилищ, создает динамические восходящие потоки, которые могут спровоцировать очень высокие и неконтролируемые прыжки.
  10. Оффшорный ветер (ветер с берега). На начальном этам обучения, одной из основных проблем у райдеров является возвращение к точке старта, т.е. ветер с берега уносит новичка все дальше и дальше в море, что бы тот не предпринимал.
  11. Ограниченная видимость (сумерки, пурга).

Есть еще один источник опасности, который недооценивают многие начинающие кайтеры - это безграмотность (безалаберность). Очень часто из-за пренебрежения, незнания или непонимания, или отсутствия желания понимать элементарные правила безопасности приводит к "нежелательным" экстремальным ситуациям.

Вверх

Сноукайтинг

Избежание неприятностей

Ничего не идеально в нашем мире, так же как и не бывает стопроцентного избавления от внештатных ситуаций. Конечно, количество различных неприятных моментом можно существенно минимизировать, надо только знать, с чем лучше не связываться, а на что лучше акцентировать свое внимание. 

Самое простое - это не стоит катать в одиночку, перестраховка никогда не бывает лишней, в случае несчастья вам всегда может понадобиться помощь партнера. Старт и упаковка кайта в паре с напарником значительно проще, безопаснее и быстрее. Обязательно имейте с собой исправный, заряженный телефон, знайте как вызвать экстренные и аварийные службы в том районе где катаетесь. Вы должны помнить, что занимаясь этим видом спорта, подвергаетесь риску не только вы, но и окружающие вас люди, поэтому, по возможности избегайте публичных мест, неподготовленные люди не могут оценить в полной мере уровень опасности. Также нежелательно кататься при ветре с берега, т.к. в процессе обучения, практически каждый ученик думает что он быстро научится вырезаться к ветру и сейчас вернется назад, но, как правило у него не получается.

Не стоит просить помощи при старте или посадке купола у тех людей, которые не обладают соответствующими навыками. Выбирать место для тренировок нужно так, чтобы ниже по ветру никого и ничего не было, а в зоне действия кайта на длину строп никто, в том числе и помощник не должен заходить. Стропы нельзя наматывать на руки, кайт может в любой момент стартовать и как минимум повредить вашу конечность.

Перед катанием позаботьтесь о приобретении шлема, он спасет вашу голову при возможных ударах об лед, а так же в случае контакта со стропами. Также рекомендуются наколенники и налокотники.

Никогда не крепите кайт к трапеции намертво, не принебрегайте страховочным лишем, если он предусмотрен. В таком случае, вы без колебаний введете в действие механизм страховки при возникновении даже очень сложной экстремальной ситуации. Всегда при катании имейте при себе альпинистский ледоруб с карабином, бывают случаи, когда припарковать кайт возможно только на ледоруб. 

Следите за прогнозом погоды в дни катания, информация не всегда может быть точной, поэтому, лучше изучать прогнозы из разных источников и сопостовлять с реальной погодой. Бывает, что прогнозы погоды противоречат друг другу, но когда все предсказывают одно и то же, вероятнее всего что так оно и будет.

При подготовке кайта к запуску будте очень внимательны, правильно паркуйте его, аккуратно распутывайте и прицепляйте стропы. 

Вверх

Понимание ветра

Для безопасного и успешного катания, нужно научиться представлять, анализировать и использовать процессы происходящие в приземных слоях воздуха. Атмосфера невидима, поэтому основную информацию о ее поведении мы получаем через джвижение воздуха - ветер. Основная причина возникновения ветра - разница давления в атмосфере. Воздух громадной рекой течет туда, гда давление меньше.

Обтекание холмаОчень важно разобраться в процессах, происходящих при обтекании потоком воздуха всевозможных препятствий. При встрече с припятствием, поток воздуха действует аналогично потоку воды. Представьте камень в реке (холм на равнине), вода (воздух) обтекает камень с разных сторон, при этом заметно, что по бокам поток воды разгоняется, а перед камнем немного приподнимается. Аналогично происходит и с холмом, встречаясь с ним, воздух течет вокруг и через верх холма. Движение воздуха вверх, параллельно склону, создает динамический восходящий поток. На рисунке он обозначен как зона парения, его-то и используют для парения птицы и планеристы. Сила потока сильно зависит от крутизны, ширины и других параметров склона. Узкий, острый холм практически не создает восходящего потока, а длинный хребет работает как плотина, перебрасывая через себя массу воздуха, создает мощный восходящий поток. Для нас, лучше избегать таких зон, так как динамические потоки могут спровоцировать высокие прыжки настолько, что вы не заметите как земля уйдет у вас из под ног.

вихриИз-за своей инерции вода не может безотрывно обтекать камень, она кипит, бурлит, скручивается в вихри. Примерно тожесамое происходит и с воздухом за препятствием. Вихревое, хаотичное движение воздуха называется турбулетностью, а устойчивые вихри за препятствием величают - роторами.

При наличии ветра, любое препятствие становится источником турбулентности, чем острее, грубее кромки и края препятствия, тем сильнее турбулентность. Мы можем почувствовать эти роторы от препятствий в виде порывов ветра разной силы, резких частых смен направления ветра, инола на достаточно большой угол. Многие райдеры испытывали на себе эффекты турбулентности, иногда, как внезапные рывки огромной силы, или полные срывы кайта, когда ветер поворачивает на 180 градусов за одну секунду. Для нас, очевидно, лучше избегать таких зон.

колдунНа протяженность зоны турбулентности влияет много факторов, например, легкий ветер, обтекая препятствие с достаточно ровной (без углов) поверхностью может просто слегка изменить сваое направление. На рисунке показан опыт с "колдуном" поэксперементируйте сами, чтобы понять как это работает. Увеличение силы ветра в два раза увеличивает турбулентность квадратично - в четыре раза. 

При катании очень полезно знать места, где ветер способен усиливаться, прежде всего это вершины склонов и края холмов - там поток воздуха разгоняется до максимальной скорости. если в хребте есть сквозной проход (овраг), то воздух устремляется по нему существенно ускоряясь. В узких ущельях срабатывает эффект Вентури и низовой ветер, может быть гораздо сильнее верхового. Предствьте себе шланг, у которого немножко сжали конец, через который проходит то же самое количество воды за одинаковый промежуток времени, но через более узкое отверстие, по законам физики вода ускоряется. Именно это и есть эффект Вентури. Для нас, знание и понимание такого эффекта позволят наиболее оптимально спланировать маршрут катания. 

Сила ветра

Планируя свой выезд, нелишним будет поинтересоваться прогнозом погоды. Информация о силе ветра является принципиально важной при выборе кайта, если у Вас их более одного, а для тех, у кого в наличии только один кайт, эта информация еще важнее, так как позволяет определить целесообразность выезда для катания. Определение сылы ветра по косвенным оценкам субъективно, оно зависит не только от опыта (к примеру шторм для моряка и пассажира разный), но так же от психологического состояния человека в определенный момент времени. Поэтому, лучше всего использовать специальный прибор - анемометр, которому обычно субъективность оценки несвойственна.

Если прибора нет и покупка его накладна, то можно пользоваться нижеприведенной таблицей для определения силы ветра.

Упрощенная шкала Бофорта для визуальной оценки силы ветра на суше

Сила ветра Скорость ветра Признаки для определения силы ветра, действия кайтера
Баллы Словесная характеристика м/с узлы Действие ветра Что делать?
0 Штиль 0-0,5 (0) 0-1 (0) Движение воздуха совершенно не ощущается. Дым поднимается отвесно или почти отвесно. Колдун неподвижен. Едем на ближайшую горнолыжку и получаем удовольствие там.
1 Тихий 0,6-1,7 (1) 1-3 (2) Ветер едва ощущается как легкое дуновение, и то лишь временами. Дым поднимается наклонно, указывая направление ветра, сухие травинки не колышутся. Возможно развитие ситуации, но вероятность маленькая. Жарим на берегу шашлыки или едем на гору, как в пункте выше.
2 Лёгкий 1,8-3,3 (2,5) 3,5-6,4 (5) Ветер ощущается как непрерывный лёгкий поток воздуха, слегка колеблются флаги и начинают колыхаться сухая трава и тонкие ветки на деревьях.  Самая лучшая погода для знакомства с кайтом и выполнения начальных упражнений. Особо жаждующим можно будет покататься, но тяги будет мало.
3 Слабый 3,4-5,2 (4,5) 6,6-10,1 (9) Ветер развивает флаги и вымпелы. Дым вытягивается по ветру. Тонкие ветви деревьев постоянно колышутся. Вытягивается и распрямляется колдун.  Самый комфортный ветер для катания.
4 Умеренный 5,3-7,4 (6,5) 10,3-14,4 (13) Ветер приводит в движения средние ветви деревьев, начинается поземка.  Ветер комфортный для катания, но для проб кайта может оказаться много.
5 Свежий 7,5-9,8 (8,5) 14,6-19,0 (17) Вытягиваются и полощутся большие флаги. Ветер переносит легкие предметы. качаются ветви и тонкие стволы деревьев. По земле сплошная поземка. Новички сидят на берегу или дома - опытные продолжают получать удовольствие от катания.
6 Сильный 9,9-12,4 (11) 19,2-24,1 (22) Начинают гудеть провода. Опытные кайты берут кайты меньших площадей.
7 Крепкий 12,5-15,2 (14) 24,3-29,5 (27) слышится свист ветра около всех построек и сооружений. Возникают затруднения в ходьбе против ветра. Предельный ветер для катания, даже на кайтах маленькой площади.
8 Очень крепкий 15,3-18,2 (17) 29,7-35,4 (33) Качаются большие деревья, ломаются тонкие ветви и сухие сучья. Движение против ветра трубует затраты усилий. Сидим дома и ждем подходящей погоды.
Кататься в ветер больше 15-18 м/с крайне не рекомендуется

Если у Вас нет информации о скорости ветра, а самостоятельно Вы затрудняетесь ее оценить, рекомендуем сразу не рисковать. Понаблюдайте за катающимися. Попробуйте оценить уровень их катания, сопоставить площади их кайтов и своего. Узнайте у более продвинутых кайтеров о ветровой обстановке и целесообразности вашего выхода на лёд. Вероятнее всего, если вам кататься не стоит Вам об этом однозначно заявят, возсожно, не совсем этичными терминами. Вы решили кататься? Отлично! Очень аккуратно выводите кайт в зенит и удерживайте его в этом положении некоторое время, если при этом кайт переодически отрывает Вас от земли - откажитесь от катания.

Во время катания не забывайте следить за погодой, особоу внимание уделите снежным (темным) тучам. Даже если не будет снежного заряда из под тучи может дунуть так, что мало не покажется ни профи, ни чайникам. Вы наблюдали летом перед грозой микросмерчи, резкие усиления ветра в непонятных направлениях? То же самое происходит и зимой, когда подходит мощное облако с осадками. Комфортный ветер за несколько минут может превратиться в шторм. Поэтому, если вовремя не свалить или хотя-бы не припарковать кайт, последствия могут быть весьма непредсказуемыми и очень неприятными. Порыв ветра может так же быстро закончится, как и начаться и прогнозы погоды в этом случве бессильны. Этот факт надо просто знать и быть к нему готовым. мгновенно, за секунду комфортный ветер в ураган не превращается, поэтому, всегда есть время сообразить.

Определение направления ветра

Для того, чтобы эффективно кататься, Вы должны научиться безошибочно определять направление ветра. Чтобы определить, откуда дует ветер, существует несколько способов:

  • Необходимо встать лицом к ветру и расставить руки в стороны. Чувствительной кожей лица и за счет давления на руки, можно точно определить направление. Поток воздуха должен быть в спину, это специфика данного вида спорта. После определения направления, найдите ориентиры, которые будут напоминать о направлении ветра.
  • Развивающиеся на ветру флаги, ветроуказатели "колдуны" безошибочно указывают направление.
  • Если Вы точно стоите лицом или спиной к ветру, шум в ушах должен быть равномерным.
  • Сам кайт является неплохим указателем направления. Когда кайт находится в зените, он стремится принять положение воздухозаборниками на ветер. Если катй свернулся и падает, то он обязательно дрейфует по направлению ветра, и в конечном итоге примет положение в центре ветрового окна.

Следить за направлением движения воздуха надо постоянно, т.к. в разных участках местности ветер может дуть по-разному. От этого обстоятельства зависит то, с какой скоростью Вы едете и едете ли вообще. При правильном восприятии направления ветра Вы уже не ошибетесь с определением границ ветрового окна.

Вверх

Теория ветрового окна

Про то, что кайт летает в ветровом окне, вы уже слышали не раз. Теперь, настало время разобраться что это за ветровое окно и какую роль оно играет в катании под кайтом.

ветровое окно

Область где кайт может летать и создавать тягу это и есть ветровое окно. Геометрически эта область выглядит как сектор сферы, с радиусом равным длине строп и ограниченный снизу поверхностью земли, а сверху и по бокам - краем ветрового окна, т.е. границей зоны тяги кайта. На рисунке стрелками показаны направление ветра и тяги кайта.

Край ветрового окна - это не 90 градусов к направлению ветра, кайт всегда летает ниже по ветру относительно райдера. Чем сильнее ветер и чем выше аэродинамические характеристики кайта, тем на больший угол он способен отклониться от направления ветра (от центра ветрового окна). Даже в сильный ветер, кайт не может летать сбоку от вас или над вами, кайт всегда чуть ниже по ветру. А если случается, что при очень сильном ветре или его порыве кайт резко выходит сильно на ветер, то после этого обычно следует падение или запутывание купола.

Зоны ветрового окна

В ветровом окне принято различать несколько зон. Для удобства их обычно изображают разными цыетами.

ветровое окно вид спереди

  • Зона максимальной тяги расположена прямо перед кайтером в центре (на рисунке более темного цвета). В эту зону кайт направляют для создания максимальной тяги.
  • Зона средней тяги располагается следом за зоной максимальноя тяги (на рисунке она светлее). В этой зоне кайт находится чаще всего в момент катания.
  • Нейтральная зона (край ветрового окна) проходит по границе сектора (на картинке она белого цвета). Точку над головой кайтера в нейтральной зоне принято называть "зенитом".

Такое подробное выделение зон не несет особой значимости, вполне достаточно запомнить, что в центре окна кайт сильнее тянет и быстрее перемещается, а на краю тяга меньше и перемещение кайта медленнее.

Кайт тянет благодаря двум факторам:

  • Площадь купола. Чем ближе к центру ветрового окна находится купол, тем большая его часть "ловит" ветер, а значит, тем большая тяга вырабатывается от давления ветра на поверхность кайта.
  • Аэродинамические свойства крыла. Чем выше аэродинамическое качество, тем выше подъемная сила крыла. Аэродинамические качества зависят от многих характеристик: форма, профиль, материал, конструкция нервюр, воздухозаборников, стропной системы и т.д. Более аэродинамичные купола могуть летать дальше от центра ветрового окна, из чего следует, что ход против ветра на этих кайтах острее, чем на обычных. В итоге, как далеко кайт может уходить на ветер из центра ветрового окна зависит от его аэродинамических свойств и силы ветра.

Из аэродинамики вытекает главное свойство кайта - создавать тягу. Чем быстрее скорость кайта, относительно набегающего потока воздуха, тем сильнее тяга которую он создает.

Итоги:

Чтобы создать тягу, нужно направить кайт в центр ветрового окна, и, чем ближе к центру он будет проходить (кайт остановиться в центре ветрового окна не может, он всегда движется на его край), тем больше тяги он создаст. 

Край окна проходит по дуге с радиусом равным длине строп, так что, в любой точке этой дуги тяга кайта одинакова минимальна, меняется только направление тяги.

ветровое окно

Для объяснения положения кайта в ветровом окне при изучении новых технических элементов в сноукайтинге принято использовать систему координат, привязанных к области, где летает кайт.

Ветровое окно делят по принципу циферблата часов, описывая положение кайта, используя значения с 9 до 3-х часов.

Из теории ветрового окна следует, тяга кайта минимальна по всему краю ветрового окна, а положение кайта на 12 часов удобно тем, что кайт тянет вверх и его тягу удобно компенсировать своим собственным весом, отходя назад (на ветер). Но также из этого положения кайт нередко может падать, сворачиваться, запутываться при изменении силы или направления ветра, когда быстро меняются границы ветрового окна, а угол как бы "залетает за голову", ведь по определению кайт может летать только ниже по ветру. Никогда не забывайте этот факт и вовремя принимайте меры чтобы затормозить кайт.

Во время вашего движения ветровое окно всегда будет двигаться вместе с вами с такой же скоростью как и вы.

ветровое окно

Вверх

Комментарии